Урок – конференция с применением информационных технологий.
Урок – конференция
«Мировые достижения в освоении космического
пространства»
Тип урока: изучение познавательной информации
Вид урока: урок – конференция с применением информационных технологий.
Цель урока:
знакомство учащихся с мировыми достижениями в освоении космического пространства.
Задачи урока
1. формирование у учащихся навыка самостоятельной работы с научно-популярной литературой по данной теме;
2. вырабатывать у учащихся умение преподать полученные знания одноклассникам в простой и доступной форме;
3. продолжить развитие у учащихся познавательного интереса к физике;
4. развитие информационной культуры учащихся, знакомство с возможностями ПК;
5. формирование чувства гордости за свою Родину.
Подготовка к уроку.
За две недели до проведения урока учащимся были предложены темы докладов (и презентаций), с которыми они должны будут выступить на конференции и тема информационного стенда «Человек и космос».
Оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, презентации учащихся, стенд.
План проведения урока – конференции
1. Вступительное слово учителя.
2. Доклады учащихся:
1). Основоположники научной космонавтики.
2). Из истории создания космической техники.
3). Основные этапы освоения космоса.
4). Значение практического освоения космоса.
3. Заключительное слово учителя.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Ребята, на предыдущих занятиях по физике мы познакомились с реактивным движением. Оно широко используется в технике. Обычными стали самолеты с реактивными двигателями, ракеты и т. п. С помощью реактивной техники человечество начало овладевать космическим пространством. Освоение космоса – одна из глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Сегодня у нас урок – конференция «Мировые достижения в освоении космического пространства.
В начале XX века интерес к освоению космического пространства в нашей стране нашел отражение в создании нескольких научно-технических и общественных организаций.
15 декабря 1968 года
был создан Всесоюзный комитет космонавтики ДОСААФ СССР, который и стал
непосредственным предшественником Федерации космонавтики. Через 10 лет 5 декабря
1978 года решением Бюро ЦК ДОСААФ СССР Всесоюзный комитет космонавтики ДОСААФ
СССР преобразован в Федерацию космонавтики СССР (ФК СССР). Президентом ФКР
является летчик-космонавт Коваленок Владимир Васильевич.
Сегодня исполняется 28 лет этой организации.
Пусть эпиграфом нашего урока послужат слова К. Э. Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра». На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
• Основоположники научной космонавтики
• Из истории создания космической техники
• Практическое освоение космоса
• Значение практического освоения космического пространства.
Каждый вопрос – тема отдельного большого разговора, поэтому рассмотрим основные существенные моменты.
Основоположники научной космонавтики
Докладчик №1.
Из истории создания космической техники
Докладчик №2.
Учитель. Но для полета в космос недостаточно ракеты-носителя и космического корабля нужен центр подготовки космонавтов. Посетим центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, где кандидаты в космонавты получают знания, необходимые для выполнения программы полета, а также проходят различные тренировки. (Видеосюжет)
Учитель. Необходим сложный испытательный и стартовый комплексы космодрома, командно-измерительный комплекс с Центром управления полетом, поисково-спасательный комплекс. Какие космодромы используются Россией?
Космодромы
Докладчик №3.
Основные этапы освоения космоса
Докладчики №4, №5.
Российские женщины-космонавты
Докладчик №6.
Космические туристы
Докладчик №7.
Учитель. Исследования космоса, выполненные нашими учеными, в короткий срок привели к созданию такой космической техники, которая приносит людям большую конкретную пользу.
Значение практического освоения космического пространства
Докладчик №8.
Одиноки ли мы во Вселенной?
Докладчик №9.
Учитель. С момента возникновения космонавтика была предметом особой национальной гордости россиян. Русский мыслитель Циолковский первым из землян задумался об исследовании космического пространства, первая ракета, поборовшая земное притяжение, была разработана русскими конструкторами во главе с Королёвым, а первым человеком, поднявшимся на космическую орбиту, стал наш соотечественник Юрий Гагарин. Значит, было в этой тяге к внеземным просторам что-то очень созвучное русскому характеру и русской душе, раз было дано России сделаться первой космической державой и успехом этим ещё раз утвердить свой статус великой страны. В Санкт-Петербурге разработан проект музейно-образовательного и развлекательного комплекса “Парка космоса”.
Парк космоса
Докладчик №10.
Заключительное слово учителя. Космонавтика нужна науке - она грандиозный и могучий инструмент изучения Вселенной, Земли, самого человека. С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования космонавтики.
Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и полупроводники с орбиты, самая передовая технология - это уже и сегодняшний день, и очень близкий завтрашний день космонавтики. А впереди - электростанции в космосе, удаление вредных производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне. И многое - многое другое. Космонавтика жизненно необходима всему человечеству! Но все это – и дальняя перспектива, и перспектива ближняя, и обустройство человечества в космосе, и космическая помощь в наших сугубо земных делах, - все это возможно лишь при сохранении мира. И на земле и в космосе.
«Вся история развития космонавтики подтверждает правоту слов К. Э. Циолковского «Невозможное сегодня становится возможным завтра». То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!» (Из статьи С.П. Королева «Шаги в будущее»).
Учитель Благова Е.С.