в интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные при изучении темы тепловые явления;научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; расширить кругозор учащихся.
учить учащихся применять полученные знания на практике.создание условий для развития надпредметных умений: анализировать, выделять главное, читать графики, делать выводы.развитие чувства товарищества и взаимопомощи; создание условий для умения работать командой и принимать ответственные решения.
Вид урока: соревнование.
Тип урока:Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Форма организации учебной деятельности: работа с группой учащихся, фронтальная работа.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютеры, проектор.
Обобщающий, урок - соревнование я провела для повторения темы “Тепловые явления” в VIII классе. Ребят заранее разделила на 2 команды, примерно равные по силам. Каждая команда выбрала себе капитана.Учащиеся прониклись чувством ответственности перед своими товарищами, каждому хотелось не подвести команду. В командах выделили консультантов, которые занимались дополнительно со слабыми; учёба стала для всех интересной, поглотила мысли и чувства, всем хотелось добиться хороших результатов. Сам урок состоял из нескольких конкурсов. Ребятам заранее сообщила, что учитывается активность каждого и всей команды в целом. Подготовила ведомость и вносила оценки за каждый ответ каждому учащемуся. В итоге побеждает команда, набравшая больше “4” и “5”.
Ход урока
Постановка цели урока перед учащимися, вступительное слово учителя Сегодня у нас необычный урок – соревнование. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране «КАЛОРИЯ». Для этого разделимся на две команды , капитанами будут ученики ………
Чтобы открыть, ворота этой страны, нам нужен ключ от ворот.
Выполним 1задание. Нужно отгадать кроссворд. для первой команды.
1. Как называют энергию движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело? Возьмите третью букву и поставьте в первую клетку кроссворда. Ответ: Внутренней.
2. Каким прибором измеряют температуру? Возьмите шестую и седьмую буквы и поставьте соответственно во 2 и 3 клетки кроссворда. Ответ: Термометр.
3. Назовите вид теплопередачи, где энергия переносится струями жидкости или газа? Возьмите третью, восьмую, девятую буквы и поставьте соответственно в 4,5,6 клетки кроссворда. Ответ: Конвекция. Получили слово УМЕНИЯ. Нужно отгадать кроссворд для второй команды.
1.Назовите вещество, которое обладает плохой проводимостью. Возьмите третью букву и поставьте в 1 клетку кроссворда. Ответ: Воздух.
2. Как называется двигатель, в котором пар или нагретый до высокой температуры газ вращает вал двигателя без поршня, шатуна, коленчатого вала? Возьмите шестую и седьмую буквы и поставьте соответственно во 2 и 3 клетки кроссворда. Ответ: Турбина.
3. Как называется старинная единица измерения количества энергии? Возьмите шестую и седьмую буквы и поставьте соответственно в 5, 6 клетки кроссворда. Ответ: Калория. Получили слово ЗНАНИЯ,
С помощью ключа Вы открыли ворота Страны - Калория. Чтобы не сбиться с пути, надо поставить указатели.
Задание 2
Для первой команды.
Написать около графика. Какие тепловые процессы происходят?
Ответ: нагревание, плавление, нагревание.
Для второй команды.
Написать около графика. Какие тепловые процессы происходят?
Ответ: охлаждение, кристаллизация, охлаждение.
Для первой команды.
Запишите формулы, соответствующие тепловым процессам на графике.
Для второй команды.
Запишите формулы, соответствующие тепловым процессам на графике.
Мы уже знаем маршрут движения, и город Термоград остался позади. Перед нами город Процессоград. Для того, чтобы двигаться по этой стране, капитанам нужны карты. Чтобы их получить, капитаны выполняют задания. Выполним тест.
Какой из видов теплопередачи сопровождается переносом вещества?
Ответ: КОНВЕКЦИЯ.
Каким способом осуществляется передача энергии от Солнца к Земле?
Ответ: ИЗЛУЧЕНИЕ.
В горячий чай опустили холодную ложку. Вследствие чего непогруженная часть ложки нагрелась?
Ответ: Вследствие теплопроводимости.
Задача
Для нагревания бруска массой 1 кг на 1 0С передано 460 Дж теплоты.
Из чего брусок изготовлен?
Ответ: Из железа
Задача
Каким количеством теплоты можно нагреть 0,3 кг воды от 12 0С до 20 0С?
Ответ: 10080 Дж.
Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
Ответ: тёмные предметы, а в частности снег, сильнее поглощают солнечные лучи и поэтому быстрее нагреваются, а от чистого светлого снега лучи отражаются.
Почему в безветрие пламя свечи устанавливается вертикально?
Ответ: потому что тёплый воздух стремится вверх.
Почему вы обжигаете губы, когда пьёте чай одинаковой температуры из металлической кружки, и не обжигаете, когда пьёте чай из фарфоровой кружки?
Ответ: потому что металлическая кружка обладает хорошей теплопроводностью и хорошо проводит тепло от горячего чая (быстро нагревается), а фарфоровая кружка обладает плохой теплопроводностью и нагревается медленно.
Почему мех животных предохраняет их от охлаждения зимой и перегрева летом?
Ответ: Потому что в мехе много воздуха, а воздух не проводит тепло.
Почему ручки чайников, кастрюль делают из пластмассы?
Ответ: Потому, что пластмасса - хороший теплоизолятор.
Почему нагретая сковорода охлаждается в воде быстрее, чем на воздухе?
Ответ: потому что вода обладает хорошей теплопроводностью (в отличие от воздуха) и забирает тепло у горячей сковородки
Почему возникает ночной бриз? Почему возникает дневной бриз?
Почему одному мальчику жарко, а другому нет?
Ответ: Потому, что он в темной одежде.
Почему снег предохраняет озимые посевы от вымерзания?
Ответ: Стерня задерживает снеговой покров, являющийся плохим проводником тепла.
Зачем самолёты красят «серебряной» краской?
Ответ: Чтобы лучи солнца отражались.
Какой из чайников быстрее остынет?
Ученик 1 команды рисует картину, а ученик другой команды находит, как больше тепловых процессов. (Работа с интерактивной доской)
Следующий город Применяйкино.
Где применяют такие тела, как чайник, термос, плитку, отопительную батарею, грелку, холодильник и для чего? Назвать способы изменения внутренней энергии?
Самовар греет воду, которая находится у него внутри. Благодаря конвекции вода в нём быстро прогревается.
Перед нами город Литературоград. Проверяем домашнее задание.
Прочитайте стихотворение о тепловых явлениях. Или я задаю каждой команде загадки, если команда не отвечает, то ответ даёт другая.
1. Чего в избе не видно? (тепла).
2. Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (земля под снегом)
3. На дворе горой, а в избе водой (снег).
4. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает. Он от матери рожден, сам её рождает (лёд)
5. Видно, нет у ней ума: ест она себя сама (свеча)
6. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает (роса)
7. Без рук, без ног не мал клочок, кверху ползёт (пары водяные).
8. Пятьдесят поросят в один голос голосят (вода кипит).
Завершаем наше путешествие по стране Калория.
Выполнив практическое задание (работа с приборами, которые находятся на столе)
Задание 1 команде.
1. На чашки уравновешенных рычажных весов поставили два одинаковых стакана с горячим и холодным чаем. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
Ответ: Горячий чай остывает, и происходит процесс испарения, молекулы вылетают, количество молекул уменьшается, значит, масса становится меньше. Нарушается теплообмен с окружающим воздухом.
2. Горящую свечу накрывают стеклянной банкой. Свеча гаснет. Почему?
Ответ: Она погасла из–за того, что кислород, содержащийся в воздухе, был израсходован на процесс горения.
Задание 2 команде.
1. Чашки рычажных весов уравновешивают. Потом под одну из чашек ставят горящую свечу. Вначале весы были в равновесии, но оно быстро нарушилось. Почему?
Ответ: В результате конвекции теплый воздух поднимается вверх и действует на чашку весов, которая поднимается вверх вместе с воздухом. Равновесие быстро нарушается.
2. Если поставить алюминиевую кружку со снегом на металлическую подставку, смоченную водой, насыпать соли и помешать, кружка пристынет к подставке. Почему?
Ответ: Когда снег тает, энергия затрачивается. Энергия берется у алюминиевой кружки и у воды, которая находится под кружкой. Вода будет кристаллизовываться, т.е. замерзать.
Мы с вами совершили путешествие в страну КАЛОРИЯ. Все хорошо поработали и выполнили все задания, особенно хотелось бы отметить… Благодарю за внимание. Урок окончен.
Литература:
Программа для общеобразовательных школ. Физика. 7-11 класс. Составители Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2008.
Учебник
Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных. учреждений. А.В. Перышкин и др. – М.: Дрофа, 2007.
Учитель Благова Е.С.