Конспекты уроков в 8 классе.
Словарная работа:
1. Общественно-политическая лексика.(Обобщающий урок)
2. Работа со словами, связанными с искусством, при изучении однородных членов предложения.
3. Обобщающий урок по словарной работе на тему
« Искусство»
Урок 1.
«Общественно-политическая лексика
Целью урока является обобщение и закрепление знаний и навыков учащихся по правописанию трудных слов, умению использовать их в устной и письменной речи.
На дом учащимся было дано задание повторить по своему словарику раздел «Общественно-политическая лексика», составить диктант из словосочетаний по теме.
1. Вступительное слово учителя о задачах урока.
2 Картинный диктант (используются картинки с соответствующими сюжетами): митинг, салют, президиум, президент, герой, меньшинство.
3.Составление тематических цепочек.
А/ Герой – мужество, героизм, подвиг, обелиск, патриот, салют.
Б/ президиум – секретарь, депутат, комиссия, комитет, постановление, резолюция,
большинство, меньшинство .
4.Диктант «Отгадай слово по его лексическому значению».
- исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо (привилегия);
- первенство в каком-либо открытии, изобретении; преобладающее значение чего-либо (приоритет);
- лицо, выбранное каким-либо коллективом в качестве представителя на съезде или конференции (делегат);
- выборный член законодательного собрания (депутат);
- человек, любящий свою родину (патриот).
2. Каково значение слов «конгресс» и «конференция» ? В чем их сходство и различие? Какие русские синонимы можно к ним подобрать? (съезд, собрание, совещание). Составьте по предложению с каждым из этих слов.
3. Словарный диктант.
Диктуют учащиеся по очереди, используя составленные дома словосочетания с изученными словами общественно-политической лексики. Слова не должны повторяться .
4. Вы знаете, что перед выборами начинается предвыборная кампания . Кто знает, что обозначает это слово? Представим, что перед нами газетная заметка, в которой отражается предвыборная борьба за депутатское место. Изученные вами слова позволят вам заполнить пропуски в тексте. (Текст записан на доске заранее или на листочках, розданных на каждую парту) .
Горожане, присутствующие на предвыборном … (митинге) внимательно слушали выступление . . . (кандидата) в . . . (депутаты) Государственной Думы. Он взволнованно говорил о своей программе. На . . . (митинге) разгорелась бурная . . . (дискуссия) между сторонниками и противниками . . . (кандидата). Сторонников было . . . (большинство), и они приняли . . . (резолюцию) в поддержку этого . . . .
5.Подведение итогов урока.
Урок 2.
ТЕМА: В Поленове.
ЦЕЛЬЮ является обогащение словарного запаса учащихся при изучении однородных членов предложения.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Д.Поленова , фотографии дома-усадьбы Поленова, словари иностранных слов, грамматико-орфографический словарь , рисунки с изображением мольберта и палитры.
Ход урока.
1. Чтение текста упр. 254 из учебника ( о музее-усадьбе Поленово).
2. Беседа по тексту.
- Как вы считаете, какой заголовок можно подобрать к тексту? Можно ли озаглавить его словами из текста ? ( Дивный уголок России).
(Показываю снимки музея-усадьбы , которая находится в 2 часах езды от Москвы, на берегу Оки в Тульской области)
- Действительно, Поленово – дивный уголок России. А чем, по-вашему, является усадьба художника для тех людей, которые живут в этих местах ? (Достопримечательностью)
- Как вы понимаете это слово? Что оно обозначает ? Можно посмотреть в словарике, но попробуем сначала сами определить его лексическое значение. В этом нам поможет разбор по составу. В случае затруднения обратимся к грамматико-орфографическому словарю. Досто-при-меч-а-тельн-ость , то есть место, достойное быть примечательным, приметным.
- Запишем это слово в словарики. Отметим его лексическое значение.
3. Посмотрим репродукции картин Поленова. Кстати, что обозначает это слово ?
(«Ранний снег», «Золотая осень», «Заросший пруд»).
- Вам понравились эти картины? Они нравятся тысячам людей. Почему , по-вашему, они нравятся людям ? Поленов – хороший художник? Какие еще эпитеты можно подобрать к слову «художник »? При необходимости пользуемся словарем синонимов. ( Художник хороший, умелый, талантливый, искусный)
- Слово «искусный» записываем в словарик , помечаем его лексическое значение, обращаем внимание на отсутствие буквы Т, на одну С.
4 . Рядом со словом «искусный» слово «искусство»,уже знакомое вам. А искусный и искусственный – это одно и то же ? Только ли написанием различаются эти слова ?
Это слова-паронимы, которые внешне похожи, но имеют различное лексическое значение. Слово «искусственный» записываем в словарик.
1. Теперь пробегите глазами текст упражнения еще раз. Какие еще слова, связанные с искусством, встретились вам? (пейзаж, палитра, мольберт) Со словом «пейзаж» вы хорошо знакомы. Слова «мольберт» и «палитра» найдите в словаре иностранных слов. Запишите их в словарик, выделите буквы, которые надо запомнить, и пометьте лексическое значение слов.
Мольберт может быть большим ( в мастерской) и складным, переносным. (Показываю рисунки мольберта и палитры)
Посмотрите в словаре, слово «палитра» однозначное или многозначное? Иногда про художника говорят, что у него палитра богатая или сдержанная. Как вы это понимаете?
2. Многие картины Поленова находятся в его усадьбе. Но большинство их хранится в различных музеях.
- Как называется один из крупнейших музеев в нашей стране, находящийся в Москве?
(Третьяковская галерея)
- Записываем это слово в словарик, при необходимости определяем лексическое значение по словарю.
- Итак, картины хранятся и выставляются в галереях. музеях. Есть еще одно слово, обозначающее помещение для хранения картин. Это пинакотека. Например , в Мюнхене есть Старая пинакотека. Греч. Пинакс – доска, тека – хранилище. Элемент –тека встречается во многих словах.
- Упр. 256. Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (библиотека, фонотека, картотека, фильмотека, видеотека, дискотека)
3. Подведем итоги.
- О каких словах узнали более подробно?
- Какие из них русские, а какие – заимствованные?
- Кто по памяти запишет их на доске?
- Произнесем их по слогам.
- Составим словосочетания для словарного диктанта (устно) .
- Составим предложения с изученными словами по схемам:
А) Галерея - ( О: О, О, О,О )
В Третьяковской галерее мы смотрели картины разных художников: Поленова, Сурикова, Шишкина, Репина.
Б) Фильмотека – (как О, так и О).
В школьной фильмотеке хранятся как художественные фильмы, так и диафильмы.
В) палитра – (О и О )
В палитре художника преобладают синие и серые тона.
Г) Мольберт - ( О, О и О – О ).
Краски, мольберт, кисти – все было готово для работы.
На дом : составить словосочетания для словарного диктанта, используя изученные на уроке слова.
Урок 3
Обобщающий урок по теме «Искусство
Учащимся было дано задание на дом повторить все слова, относящиеся к теме (их правописание и лексическое значение).
1. Составление на доске тематических групп слов по памяти (коллективно).
Музыка |
Театр |
Живопись |
Скульптура |
Литература |
Разное |
Ансамбль Композитор Консерватория Симфония Концерт фестиваль |
Актер Артист Декорация Пьеса Диалог Монолог Режиссер Премьера Репетиция
|
Пейзаж Палитра Мольберт Галерея Иллюстрация |
Памятник Постамент Пьедестал Реставрация
|
Легенда Беллетристика Эпилог Пролог Диалог Монолог |
Транслиро-вать Талантливый Дебют Лауреат Достопримеча-тельность Искусный |
2.Почти все слова, записанные на доске (за исключением двух), заимствованные. Из итальянского языка пришли слова, связанные с музыкой, из французского и греческого – с театром, скульптурой. И лишь два слова русские. Какие? Почему вы так думаете?
(памятник – от слова «память», чтобы помнили,
достопримечательность – достойный быть примечательным)
3.Среди записанных слов есть синонимы. Найдите их.
(постамент, пьедестал; актер, артист)
Вспомните происхождение и значение первой пары слов. При необходимости воспользуйтесь словарем .Есть ли оттенки в их лексическом значении ? Чем же они различаются ? (Только происхождением . Пьедестал – из французского, постамент – из латинского языка.)
Различаются ли слова второй пары ? Какое из этих слов имеет более широкий смысл ?
Составьте по предложению с каждым словом.
4 .Большая часть слов , заимствованных из разных языков, имеют сходство в значении, но различаются оттенками. Отгадайте слова по их лексическому значению :
-из латинского – восстановление в первоначальном виде произведений искусства, архитектуры (реставрация),
-из французского – починка чего либо (ремонт)
Где наиболее уместно употребление каждого из этих слов? Составьте с ними предложения.
-а теперь три слова из французского языка:
- Первое публичное выступление артиста (дебют).
- Первое представление спектакля, песни, фильма (премьера).
- Открытие художественной выставки (вернисаж).
Что общего в этих словах ? (обозначают то, что происходит первый раз).
Составьте с каждым словом словосочетания или предложения.
4. Картинный диктант ( на основе показываемых картинок).
Театр, ансамбль, концерт, композитор, реставратор, лауреат, достопримечательность, памятник, артист, постамент, пьедестал.
6. Творческое списывание. Вставить на месте пропусков слова , связанные с театром.
1 мая 1836 года на сцене Александринского . . . (театра) в Петербурге состоялась . . . (премьера) спектакля по . . . (пьесе) Н.В.Гоголя «Ревизор». Роль городничего . . . (та- лантливо) сыграл . . . (актер)Сосницкий. Ему особенно удался . . . (диалог) с Хлестаковым в гостинице, а . . . (артисту)Афанасьеву - . . . (монолог) Осипа . Гоголь сам присутствовал на многих . . . (репетициях), интересовался костюмами актеров, . . . (декорациями) к спектаклю.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом : составить небольшой текст, используя слова из группы «Музыка».
Учитель Доронькина Л.В.