Конспекты уроков  в 8 классе.

Словарная  работа:

1.   Общественно-политическая лексика.(Обобщающий урок)

2.   Работа со словами, связанными с искусством, при изучении однородных членов предложения.

3.   Обобщающий урок по словарной работе на тему 

« Искусство»  

Урок 1.

 «Общественно-политическая лексика                                

   Целью урока является обобщение и закрепление знаний и навыков  учащихся  по правописанию трудных слов, умению  использовать их в устной и письменной речи.

    На дом учащимся было дано задание повторить по своему словарику раздел «Общественно-политическая лексика», составить диктант из словосочетаний по теме.

1.     Вступительное слово учителя о задачах урока.

     2   Картинный    диктант (используются  картинки с соответствующими сюжетами): митинг, салют, президиум, президент, герой,  меньшинство.

3.Составление тематических цепочек.

        А/ Герой – мужество, героизм, подвиг, обелиск, патриот, салют.

   Б/  президиум – секретарь, депутат, комиссия, комитет, постановление, резолюция,        

большинство, меньшинство .

4.Диктант «Отгадай слово по его лексическому значению».

-         исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо (привилегия);

-         первенство в каком-либо открытии, изобретении; преобладающее значение чего-либо   (приоритет);

-         лицо, выбранное каким-либо коллективом в качестве представителя на съезде или конференции  (делегат);

-         выборный член законодательного собрания (депутат);

-         человек, любящий свою родину (патриот).

2.     Каково значение слов «конгресс» и «конференция» ? В чем их сходство и различие? Какие русские синонимы можно к ним подобрать? (съезд, собрание, совещание). Составьте по предложению с каждым из этих слов.

3.     Словарный диктант.

 Диктуют учащиеся по очереди, используя  составленные дома словосочетания с изученными  словами общественно-политической лексики. Слова не должны повторяться  .

4.     Вы знаете, что перед выборами  начинается предвыборная кампания . Кто знает, что обозначает это слово?   Представим, что перед нами газетная заметка, в которой отражается предвыборная борьба за депутатское место. Изученные  вами слова позволят вам  заполнить пропуски в тексте.  (Текст записан на доске заранее или на листочках, розданных на каждую парту) .

             Горожане, присутствующие на предвыборном   …  (митинге) внимательно слушали выступление  . . . (кандидата)  в  . . . (депутаты)  Государственной Думы. Он взволнованно говорил о своей программе. На  . . . (митинге) разгорелась бурная    . . . (дискуссия) между сторонниками и противниками . . .  (кандидата). Сторонников было  . . . (большинство), и они  приняли   . . . (резолюцию) в поддержку этого  . . .  .

        5.Подведение итогов урока.

Урок 2.

ТЕМА:   В Поленове.

ЦЕЛЬЮ является обогащение словарного запаса учащихся при изучении однородных членов предложения.

ОБОРУДОВАНИЕ:  репродукции картин В.Д.Поленова , фотографии дома-усадьбы Поленова, словари иностранных слов, грамматико-орфографический словарь , рисунки с изображением мольберта и палитры.

                                               Ход урока.

1.     Чтение текста упр. 254  из учебника ( о музее-усадьбе Поленово).

2.     Беседа по тексту.

     -    Как вы считаете, какой заголовок можно подобрать к тексту? Можно ли озаглавить его словами из текста ? ( Дивный уголок России).

(Показываю снимки музея-усадьбы , которая находится в 2 часах езды от Москвы, на берегу Оки в Тульской области)

      -   Действительно, Поленово – дивный уголок России. А чем, по-вашему, является     усадьба  художника для тех людей, которые живут в этих местах ?     (Достопримечательностью)

-         Как вы понимаете это слово? Что оно обозначает ? Можно посмотреть в словарике, но попробуем сначала сами определить его лексическое значение. В этом нам поможет разбор по составу. В случае затруднения обратимся к грамматико-орфографическому словарю.  Досто-при-меч-а-тельн-ость , то есть место, достойное быть примечательным, приметным.

-         Запишем это слово в словарики. Отметим его лексическое значение.

3.     Посмотрим репродукции картин Поленова. Кстати, что обозначает это слово ?

(«Ранний снег», «Золотая осень», «Заросший пруд»).

-         Вам понравились эти картины? Они нравятся тысячам людей. Почему , по-вашему, они нравятся людям ? Поленов – хороший художник? Какие еще эпитеты можно подобрать к слову «художник »? При необходимости пользуемся словарем синонимов.  ( Художник хороший, умелый, талантливый, искусный)

-         Слово «искусный» записываем в словарик , помечаем его лексическое значение, обращаем внимание на отсутствие буквы Т, на одну С.

4 .  Рядом со словом «искусный»  слово  «искусство»,уже знакомое вам.  А искусный и искусственный – это одно и то же ?  Только ли написанием различаются эти слова ?

Это слова-паронимы, которые внешне похожи, но имеют различное лексическое значение. Слово «искусственный» записываем в словарик.

1.     Теперь пробегите глазами текст упражнения еще раз. Какие еще  слова, связанные с искусством, встретились вам?  (пейзаж, палитра, мольберт)  Со словом  «пейзаж» вы хорошо знакомы. Слова «мольберт» и «палитра» найдите в словаре иностранных слов. Запишите их в словарик, выделите буквы, которые надо запомнить, и пометьте лексическое значение слов.

Мольберт может быть большим ( в мастерской) и складным, переносным. (Показываю рисунки мольберта и палитры)

Посмотрите в словаре, слово «палитра» однозначное или многозначное? Иногда про художника говорят, что у него палитра богатая или сдержанная. Как вы это понимаете?

2.     Многие картины Поленова находятся в его усадьбе. Но большинство их хранится в различных музеях.

-         Как называется один из крупнейших музеев в нашей стране, находящийся в Москве?

(Третьяковская галерея)

-         Записываем это слово в словарик, при необходимости определяем лексическое значение по словарю.

-         Итак, картины хранятся и выставляются в галереях. музеях. Есть еще одно слово, обозначающее помещение для хранения картин. Это пинакотека. Например , в Мюнхене есть Старая пинакотека. Греч. Пинакс – доска, тека – хранилище. Элемент –тека встречается во многих словах.

-         Упр. 256. Какие еще слова с этим корнем вы знаете? (библиотека, фонотека, картотека, фильмотека, видеотека, дискотека)

3.     Подведем итоги.

-         О каких словах узнали более подробно?

-         Какие из них русские, а какие – заимствованные?

-         Кто по памяти запишет их на доске?

-         Произнесем их по слогам.

-         Составим словосочетания для словарного диктанта  (устно) .

-         Составим предложения с изученными словами  по схемам:

А) Галерея     -   ( О: О, О, О,О )

В Третьяковской галерее мы смотрели картины разных художников: Поленова, Сурикова, Шишкина, Репина.

       Б) Фильмотека – (как О, так и О).

     В школьной фильмотеке хранятся как художественные фильмы, так и диафильмы.

       В) палитра – (О и О )

     В палитре художника преобладают синие и серые тона.

       Г) Мольберт -  ( О, О и  О – О ).

                 Краски, мольберт, кисти – все было готово для работы.

На дом : составить словосочетания для словарного  диктанта, используя изученные на уроке    слова.

Урок 3

Обобщающий урок по теме «Искусство

Учащимся было дано задание на дом повторить все слова, относящиеся к теме (их правописание и лексическое значение).

1.     Составление на доске тематических групп  слов по памяти (коллективно).

Музыка

Театр

Живопись

Скульптура

Литература

Разное

Ансамбль

Композитор

Консерватория

Симфония

Концерт

фестиваль

Актер

Артист

Декорация

Пьеса

Диалог

Монолог

Режиссер

Премьера

Репетиция

 

Пейзаж

Палитра

Мольберт

Галерея

Иллюстрация

Памятник

Постамент

Пьедестал

Реставрация

 

Легенда

Беллетристика

Эпилог

Пролог

Диалог

Монолог

Транслиро-вать

Талантливый

Дебют

Лауреат

Достопримеча-тельность

Искусный

2.Почти все слова, записанные на доске (за исключением двух), заимствованные. Из итальянского языка  пришли слова, связанные с музыкой, из французского и греческого – с театром, скульптурой. И лишь два слова  русские. Какие? Почему вы так думаете?

   (памятник – от слова «память», чтобы помнили,

     достопримечательность – достойный быть примечательным)

3.Среди записанных слов есть синонимы. Найдите их.

(постамент, пьедестал;     актер, артист)

Вспомните происхождение и значение первой пары слов.  При необходимости воспользуйтесь словарем .Есть ли оттенки в их лексическом значении ? Чем же они различаются ? (Только происхождением . Пьедестал – из французского, постамент – из латинского языка.)

Различаются ли слова второй пары ?   Какое из этих слов имеет более широкий смысл ?

Составьте по предложению с каждым словом.

4 .Большая часть слов , заимствованных из разных языков, имеют сходство в значении, но различаются оттенками.  Отгадайте слова по их  лексическому значению :

-из  латинского – восстановление в первоначальном виде произведений искусства, архитектуры (реставрация),

-из французского – починка чего либо (ремонт)

Где наиболее уместно употребление каждого из этих слов? Составьте с ними предложения.

-а теперь три слова из французского языка:

-         Первое публичное выступление артиста   (дебют).

-         Первое представление спектакля, песни, фильма (премьера).

-         Открытие художественной выставки (вернисаж).

  Что общего в этих словах ? (обозначают то, что происходит первый раз).

  Составьте с каждым словом словосочетания или предложения.

4.     Картинный  диктант ( на основе показываемых картинок).

Театр, ансамбль, концерт, композитор, реставратор, лауреат, достопримечательность, памятник, артист, постамент, пьедестал.

     6. Творческое списывание. Вставить на месте пропусков слова , связанные с театром.

1 мая 1836 года на сцене Александринского   . . . (театра) в Петербурге состоялась  . . . (премьера) спектакля по  . . . (пьесе) Н.В.Гоголя  «Ревизор».  Роль городничего . . . (та- лантливо) сыграл . . . (актер)Сосницкий. Ему особенно удался . . . (диалог) с Хлестаковым в гостинице, а   . . . (артисту)Афанасьеву - . . .  (монолог) Осипа .  Гоголь сам присутствовал на многих  . . . (репетициях), интересовался костюмами актеров, . . . (декорациями)  к спектаклю.

5.     Подведение итогов урока.

6.     Задание на дом : составить небольшой текст, используя слова из группы «Музыка».

     Учитель Доронькина Л.В.

 

Сайт создан в системе uCoz