КОНСПЕКТ  УРОКА   ЛИТЕРАТУРЫ В  9 КЛАССЕ.

 

Анализ стихотворения

                          А.С. Пушкина «Анчар».                                         

 

Тема      «Анализ стихотворения А.С. Пушкина  «АНЧАР».

Цели урока:

 1.Обучение анализу поэтического текста.

 2. Подвести учащихся  к пониманию смысла стихотворения,    направленного               

     против неограниченной власти человека над человеком.

УЧИТЕЛЬ

-Стихотворение с необычным  названием  «Анчар» имеет свою историю. Оно было написано Пушкиным в 1828 году, а опубликовано лишь в 1832 году в одном поэтическом альманахе. И тут же вызвало резкую реакцию: шеф жандармов Бенкендорф потребовал у Пушкина объяснения, почему оно напечатано без высочайшего дозволения»? Значит, было что-то такое в стихотворении, что заставило забеспокоиться царские власти. Да и Пушкин не случайно целых 4 года не печатал свой шедевр. В чем же загадка? Это  нам и предстоит выяснить.

    Читаем стихотворение.

- Как поэт объясняет слово, вынесенное в название стихотворения?

- А почему не «дерево», а старославянское «древо» ?

 (Старославянское слово создает ощущение мрачной торжественности.)

 -Итак, в чем загадка этого стихотворения? Ведь оно спокойно по интонации, в нем нет никаких призывов, протестов, лозунгов. Попробуем стать исследователями стихотворения.

- Посмотрим, как построено это стихотворение.

(Оно состоит из 9 строф.)

- Все  пушкинисты обращают внимание на его необычное  построение. Чем же заинтересовала литературоведов композиция  стихотворения?  Попробуйте выделить в нем  смысловые части. Сколько их ?

(В нем 2 смысловые части: описание дерева и рассказ о господине и рабе.)

- Какая из этих частей, по-вашему, является наиболее важной для понимания смысла стихотворения?

(Вторая.)

-А какой части отдано больше строф? (В первой: 5 из9)

- Это не случайно. Пушкин (гениальный Пушкин!) упорно и долго работал над этим стихотворением: до нас дошло около 220 ! поправок к стихотворению, что доказывает особое отношение поэта к произведению, пониманию его важности  и значимости. Не сразу появилась в окончательном варианте и первая строчка стихотворения.  ( Раздаем карточку №1. На ней несколько вариантов первой строчки).

   Карточка №1.

В пустыне мертвой и глухой …

В пустыне знойной и глухой …

В пустыне тощей и глухой …

-Как вы думаете, почему эти эпитеты к слову «пустыня» не удовлетворили поэта?

-А вот как объясняет выбор Пушкина ученый-литературовед  Д.Д.Благой: «Анчар. Самые звуки этого загадочного, непривычно звучащего для русского уха слова вызывают представление о чем-то зловещем, устрашающем: по звуковой ассоциации (ча, нчр) со словами «чары», «черный», «мрачный». И вот звуковой образ, связанный со словом «анчар», настойчиво повторяется поэтом снова и снова. Звук «ч» принадлежит к числу звуков, не часто употребляющихся в русском языке (в особенности в сочетании «ча» и «нчр»)А между тем вся первая строфа «Анчара» «инструментована» в значительной степени именно на этом звуке и на этих сочетаниях. И заметим, эти сочетания пройдут через все стихотворение.»

- Найдите  подтверждение этому наблюдению ученого

- Какие еще слова в первой строфе  усиливают впечатление мрачной, страшной картины?

- И далее во всей 1-ой части будет нагнетаться мысль о смертоносности, губительности анчара для всего живого.

Приведите примеры.

Учащиеся называют слова: ввечеру, черный, дремучий, мчится прочь, горючий и др.,подсчитывают, сколько раз встречаются в тексте сочетания «ча», «нчр», звук «ч».Эпитет «раскаленной», сравнение «как грозный часовой», гипербола «стоит один во всей вселенной».Порожден в день гнева, напоен ядом, отравляющим всякого, кто приблизится к нему и т.д.

-Сделаем вывод из всего сказанного о 1-ой части.

В 1-ой части поэт рисует анчар как часового вселенной, под-черкивает, каким губительным для всего живого он является. Смерть несут даже его листья и смола, недаром  к дереву ни птица не летит, ни тигр ней-дет. 

- Обратим внимание теперь на вторую часть .С какого слова она начинается? Случаен  ли выбор этого слова?

Необычно, с союза НО. Выбор этот ,конечно, не случаен. 

- Перечитаем 1 строфу второй части. Отличается ли она от предыдущих строф своей выразительностью? Чем?

 (Очень лаконичная, лишенная всяких изобразительных средств.)

- Пушкин употребил рядом два раза слово «человек». Неужели он не мог подобрать  синоним? Какие синонимы можно подобрать к слову «человек»? (Князь, хозяин, владыка, повелитель, господин;Раб, слуга, подчиненный).

Однако Пушкин не воспользовался ни одним из них.И это не случайно. И раб, и господин – это прежде всего человек! Оба равные по праву рождения, но судьба у каждого своя: один – господин, другой – раб.!

NB ! Какой глубокий смысл в одной только 1-ой строке!

- Высказывает ли поэт свое отношение к героям прямо?

(Прямо нет.)

- А косвенно? Какой образ возникает при чтении?

 (Князь – непобедимый владыка, одного взгляда  достаточно, чтобы послать  человека на смерть.

-Обратите внимание, раб и умер-то «у ног …владыки»!Так же покорно, как и жил. И не только умер сам, но и стал причиной смерти других людей.

Раб – послушный, не осме-ливается протестовать, не по-зволяет себе умереть, и только выполнив приказ, умирает.Владыка «…тем ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал…»

- Я уже говорила, что Пушкин очень тщательно выбирал,  искал нужное слово. Вы получите карточки с  варианта-ми некоторых строк. Задания:

1.     Сравнить данный вариант с окончательным.

2.     Попытаться объяснить, почему поэт выбрал окончательный вариант.

Карточка 1 . Но человека человек

                      Послал к анчару самовластно

                                                 (равнодушно)

                      И тот безумно в путь потек…

 1.Эпитет «властным» наиболее точно раскрывает сущность взаимоотношений между рабом и господином. А слово «безумно», примененное к рабу , заменилось словом «по-слушно», т.к. раб не мог ослушаться господина.

Карточка 2. Принес – и весь он изнемог,

                     И лег он, испуская крики,

                     И умер смелый раб у ног

                     Непобедимого владыки

Карточка 3. А царь тем ядом напитал

                    Свои послушливые стрелы

                    И с ними гибель разослал

                    Врагу  в (…) пределы.

.»Враг» заменен на «соседей».Бороться с врагом – привычное сочетание, а с сосе-дями надо жить мирно, с ними не воюют. Выбор слова «сосе-ди» подчеркивает жажду вла-сти непобедимого владыки.

  -Пушкин заменил слово «царь» на «князь». Многие считают, что это сделано из цензурных соображений. Но  не только из них. Картина, нарисованная поэтом, имеет обобщенный характер. Действие происходит не в какой-то конкретной пустыне. Это воплощение того жестокого в природе, что враждебно человеку и всему живому.

-         К какому же выводу приводит читателей великий поэт?

 Неограниченная власть чело-века над человеком , угнетение себе подобных осуждается поэтом

-Теперь становится ясным, почему это стихотворение заставило забеспокоиться царские власти: оно было направлено против самодержавной власти.

 

         Учитель  Доронькина Л.В.

Сайт создан в системе uCoz