КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ.
Анализ стихотворения
А.С. Пушкина «Анчар».
Тема «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «АНЧАР».
Цели урока:
1.Обучение анализу поэтического текста.
2. Подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения, направленного
против неограниченной власти человека над человеком.
УЧИТЕЛЬ -Стихотворение с необычным названием «Анчар» имеет свою историю. Оно было написано Пушкиным в 1828 году, а опубликовано лишь в 1832 году в одном поэтическом альманахе. И тут же вызвало резкую реакцию: шеф жандармов Бенкендорф потребовал у Пушкина объяснения, почему оно напечатано без высочайшего дозволения»? Значит, было что-то такое в стихотворении, что заставило забеспокоиться царские власти. Да и Пушкин не случайно целых 4 года не печатал свой шедевр. В чем же загадка? Это нам и предстоит выяснить. Читаем стихотворение. - Как поэт объясняет слово, вынесенное в название стихотворения? - А почему не «дерево», а старославянское «древо» ? (Старославянское слово создает ощущение мрачной торжественности.) -Итак, в чем загадка этого стихотворения? Ведь оно спокойно по интонации, в нем нет никаких призывов, протестов, лозунгов. Попробуем стать исследователями стихотворения. - Посмотрим, как построено это стихотворение. (Оно состоит из 9 строф.) - Все пушкинисты обращают внимание на его необычное построение. Чем же заинтересовала литературоведов композиция стихотворения? Попробуйте выделить в нем смысловые части. Сколько их ? (В нем 2 смысловые части: описание дерева и рассказ о господине и рабе.) - Какая из этих частей, по-вашему, является наиболее важной для понимания смысла стихотворения? (Вторая.) -А какой части отдано больше строф? (В первой: 5 из9) - Это не случайно. Пушкин (гениальный Пушкин!) упорно и долго работал над этим стихотворением: до нас дошло около 220 ! поправок к стихотворению, что доказывает особое отношение поэта к произведению, пониманию его важности и значимости. Не сразу появилась в окончательном варианте и первая строчка стихотворения. ( Раздаем карточку №1. На ней несколько вариантов первой строчки). Карточка №1. В пустыне мертвой и глухой … В пустыне знойной и глухой … В пустыне тощей и глухой … -Как вы думаете, почему эти эпитеты к слову «пустыня» не удовлетворили поэта? -А вот как объясняет выбор Пушкина ученый-литературовед Д.Д.Благой: «Анчар. Самые звуки этого загадочного, непривычно звучащего для русского уха слова вызывают представление о чем-то зловещем, устрашающем: по звуковой ассоциации (ча, нчр) со словами «чары», «черный», «мрачный». И вот звуковой образ, связанный со словом «анчар», настойчиво повторяется поэтом снова и снова. Звук «ч» принадлежит к числу звуков, не часто употребляющихся в русском языке (в особенности в сочетании «ча» и «нчр»)А между тем вся первая строфа «Анчара» «инструментована» в значительной степени именно на этом звуке и на этих сочетаниях. И заметим, эти сочетания пройдут через все стихотворение.» - Найдите подтверждение этому наблюдению ученого - Какие еще слова в первой строфе усиливают впечатление мрачной, страшной картины? - И далее во всей 1-ой части будет нагнетаться мысль о смертоносности, губительности анчара для всего живого. Приведите примеры. Учащиеся называют слова: ввечеру, черный, дремучий, мчится прочь, горючий и др.,подсчитывают, сколько раз встречаются в тексте сочетания «ча», «нчр», звук «ч».Эпитет «раскаленной», сравнение «как грозный часовой», гипербола «стоит один во всей вселенной».Порожден в день гнева, напоен ядом, отравляющим всякого, кто приблизится к нему и т.д. -Сделаем вывод из всего сказанного о 1-ой части. В 1-ой части поэт рисует анчар как часового вселенной, под-черкивает, каким губительным для всего живого он является. Смерть несут даже его листья и смола, недаром к дереву ни птица не летит, ни тигр ней-дет. - Обратим внимание теперь на вторую часть .С какого слова она начинается? Случаен ли выбор этого слова? Необычно, с союза НО. Выбор этот ,конечно, не случаен. - Перечитаем 1 строфу второй части. Отличается ли она от предыдущих строф своей выразительностью? Чем? (Очень лаконичная, лишенная всяких изобразительных средств.) - Пушкин употребил рядом два раза слово «человек». Неужели он не мог подобрать синоним? Какие синонимы можно подобрать к слову «человек»? (Князь, хозяин, владыка, повелитель, господин;Раб, слуга, подчиненный). Однако Пушкин не воспользовался ни одним из них.И это не случайно. И раб, и господин – это прежде всего человек! Оба равные по праву рождения, но судьба у каждого своя: один – господин, другой – раб.! NB ! Какой глубокий смысл в одной только 1-ой строке! - Высказывает ли поэт свое отношение к героям прямо? (Прямо нет.) - А косвенно? Какой образ возникает при чтении? (Князь – непобедимый владыка, одного взгляда достаточно, чтобы послать человека на смерть. -Обратите внимание, раб и умер-то «у ног …владыки»!Так же покорно, как и жил. И не только умер сам, но и стал причиной смерти других людей. Раб – послушный, не осме-ливается протестовать, не по-зволяет себе умереть, и только выполнив приказ, умирает.Владыка «…тем ядом напитал свои послушливые стрелы и с ними гибель разослал…» - Я уже говорила, что Пушкин очень тщательно выбирал, искал нужное слово. Вы получите карточки с варианта-ми некоторых строк. Задания: 1. Сравнить данный вариант с окончательным. 2. Попытаться объяснить, почему поэт выбрал окончательный вариант. Карточка 1 . Но человека человек Послал к анчару самовластно (равнодушно) И тот безумно в путь потек… 1.Эпитет «властным» наиболее точно раскрывает сущность взаимоотношений между рабом и господином. А слово «безумно», примененное к рабу , заменилось словом «по-слушно», т.к. раб не мог ослушаться господина. Карточка 2. Принес – и весь он изнемог, И лег он, испуская крики, И умер смелый раб у ног Непобедимого владыки Карточка 3. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал Врагу в (…) пределы. .»Враг» заменен на «соседей».Бороться с врагом – привычное сочетание, а с сосе-дями надо жить мирно, с ними не воюют. Выбор слова «сосе-ди» подчеркивает жажду вла-сти непобедимого владыки. -Пушкин заменил слово «царь» на «князь». Многие считают, что это сделано из цензурных соображений. Но не только из них. Картина, нарисованная поэтом, имеет обобщенный характер. Действие происходит не в какой-то конкретной пустыне. Это воплощение того жестокого в природе, что враждебно человеку и всему живому. - К какому же выводу приводит читателей великий поэт? Неограниченная власть чело-века над человеком , угнетение себе подобных осуждается поэтом -Теперь становится ясным, почему это стихотворение заставило забеспокоиться царские власти: оно было направлено против самодержавной власти. |
Учитель Доронькина Л.В.