Тема урока.  Обобщение изученных орфограмм.

 

Цели урока. Повторение правил написания слов с большой буквы,

·        сочетаний чк, чн, жи-ши, ча-ща,  чу-щу,

·        правил переноса слов, знаний о предложении,

·        закрепление знаний словарных  слов, алфавита;

·        развитие речи, внимания, мышления, орфографической зоркости,

·        привитие интереса к русскому языку.

Оборудование.

·        интерактивная доска,

·        персональные компьютеры,

·        мультимедийный проектор,

·        презентация урока, созданная автором в программе Power Point,

·        презентация «Непроверяемая безударная гласная», созданная автором в программе Power Point,

·        обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза».

Продолжительность – 1 урок.

                                   План урока.

1.     Организационный момент  - 1 мин.

2.     Чистописание                        - 5 мин.

3.     Развитие речи учащихся    - 4 мин.

4.     Постановка целей урока     -1 мин.

5.     Повторение знаний о предложении – 2 мин.

6.     Повторение правил написания слов с большой буквы – 4 мин

7.     Повторение правил написания слов с сочетаниями   чк, чн – 4 мин.

8.     Физкультминутка -           1 мин.

9.     Повторение правил написания слов с сочетаниями жи, ши, ча,ща, чу,щу – 5 мин.

10. Обобщение правил переноса слов- 4 мин.

11. Словарная работа – 5 мин.

12.  Повторение алфавита – 2 мин.

13.  Итог урока – 2 мин.

 

Ход урока.

1.Организационный момент .

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Линейки и карандаши?

Тогда за дело! Поспеши!

         2. Чистописание. 

Учитель. Ребята, а какое сегодня число, месяц?

Дети. Сегодня …….декабря.

Учитель. Что можем сказать о написании слова декабря?

Дети. Это слово словарное…..

Учитель. Записываем число в тетради.

(Тот же разбор со словосочетанием «Классная работа»)

Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.

Угадайте, какую букву мы будем сегодня писать? Она здесь лишняя.

  а  у  и   з  ы  о  э

Дети. Буква з – лишняя, потому что она согласная, а остальные буквы гласные.

Учитель. Пишем буквы  Зз

 ( учитель показывает написание букв на доске)

Учитель.Прочитайте слова и найдите лишнее слово.

Зима  мороз зимний            

Ученики.. 1.Лишнее слово зимний, так как оно отвечает на вопрос какой?

                2.Лишнее слово мороз, потому что зима и зимний являются родственными.

3.Развитие речи учащихся.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец-то ты пришла

К нам, волшебница……

-         Зима

Поиграем в игру «Снежный ком» (ученики составляют предложения, начиная с двух слов и каждый добавляет в предложение по одному слову)    со словами «зима», «мороз»

(Пришла зима. Снежная, к нам, в гости, опять.)

(Трещит мороз. На улице, сильный, сегодня.)

Запись предложений в тетрадях. Задание: найти главные члены предложений.

 Постановка целей урока

-Сегодня целью нашего урока является повторение изученных орфограмм и правил  и работа с ними.

Так как мы сегодня говорим о зиме, то, как же нам не вспомнить об этом зимнем персонаже. Снежные комья для него мы уже слепили.

( На экране в презентации появляются снеговики с мешком, из которого вылетают вопросы для учеников)

5. Повторение знаний о предложении.

- Как на письме одно предложение отделяется от другого?

6. Повторение правил написания слов с большой буквы.

 - Какие слова пишутся с большой буквы?

Задание.

 Послушайте стихотворение и найдите слова, которые пишутся с большой буквы..

Жили-были                                      А еще была у них

Дед да баба                                      Курица Буренка,

    С маленькою внучкой.                    А еще у них была

    Кошку рыжую свою                        Собачонка Мурка,

    Называли Жучкой,                           А еще - два козла-

     А Хохлаткою они                                 Сивка да Бурка.

Звали жеребенка,

Учитель.Что автор здесь перепутал?

Запишем в тетрадь правильные клички животных.

           (Один из учеников работает у доски)

Запись в тетради. Кошка Мурка, собака Жучка, корова Буренка.

7. Повторение правил написания слов с сочетаниями      чк, чн

- Как пишутся сочетания чк,чн?

 На экране вы видите слова, от которых  нужно образовать родственные слова с сочетаниями чк, чн.

Река - ……        .(речка, речной)                               

     Лиса -..               (лисичка)

Сказка -…          (сказочка, сказочный)                     

 Ёлка -…            (ёлочка, ёлочный)

Рука -…            (ручка, ручной)      

 (Один ученик записывает родственные слова на интерактивной доске, остальные ученики записывают в тетрадях).

8. Физкультминутка.

Выполняем упражнения вместе с забавными персонажами, а потом с Петрушкой шагаем к персональным компьютерам.

9.Повторение правил написания слов с сочетаниями жи, ши, ча,ща, чу,щу.    

 - Как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу?

Учитель. Вот сейчас компьютер проверит, как вы применяете эти правила и поставит вам за него оценки.

(Работа детей на персональных компьютерах с программой-тренажером по русскому языку «Фраза») 

 10. Обобщение правил переноса слов.  

 -  Какие правила переноса слов вы знаете?

Игра «Помоги Незнайке»

 Перенес слова Незнайка:

За-йка,  ле-йка, ча-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за.

А ещё он перенёс:

Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вёс,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня, О-ля, и Сер-гей.

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?  

11. Словарная работа.

Снеговикам к Новому году нужно отправить подарки разным животным, а они не знают, как правильно написать имя адресата и просят вас помочь им в этом деле.

(Тестовая работа учащихся с презентацией «Непроверяемая безударная гласная»)

12. Повторение алфавита.

(Снеговик прощается с ребятами и говорит им цифрами   

 19  17  1  19  10  2  16

  с    п   а   с     и   б   о

13. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

 


 
                              Учитель Борисова Е.А,

 

 

Сайт создан в системе uCoz