Конспект урока русского языка в 5 классе

 

                                                     Учитель Доронькина Лариса Валентиновна

                                                           МОУ СОШ с. Знаменская Пестровка

                                                                           Иссинского района

 

 

  Тема :  Путешествие Незнайки в страну Лексику.

 

  Цели урока :

1.Систематизировать  полученные знания, умения и навыки учащихся по теме «Лексика ».

2. В игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные при изучении данного раздела.

Задачи:

Учить учащихся применять полученные знания на практике.

Создать условия для развития умения анализировать, выделять главное,  делать выводы.

Вид урока:   путешествие.

Тип урока: Комбинированный урок  с использованием ИКТ.

Форма организации учебной деятельности: работа с группой учащихся, фронтальная работа.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация урока.

Презентация создана автором урока в Microsoft Pover Point

·        Презентация имеет иллюстративную функцию, а также тренинговую.Есть слайды, содержащие   рисунки,  фотографии и вопросы к ним.

                               Урок рассчитан на 1 час.

 

Ход  урока.

За Незнайку и Знайку читают заранее подготовленные учащиеся . В роли Толкового словаря выступает учитель (или подготовленный старшеклассник).

1 этап.Объявление темы и цели урока (2 мин.)

2 этап. Путешествие по Лексике с помощью презентации. (33 мин.)

Учитель. Вот уже много лет живут в книге Н.Н. Носова «Приключения Незнайки» смешные человечки-коротышки. Живут они в Цветочном городе. Сегодня некоторые из них пришли к нам в гости.

Незнайка. Привет! Вы меня узнали?  А это мой друг Знайка.

Знайка. Здравствуйте. Меня зовут Знайка, потому что я все знаю.

 Незнайка. Ребята, вы знаете, что я не люблю сидеть на месте. Я много где  побывал, даже на Луну летал! А теперь мне скучно. Куда бы еще отправиться попутешествовать? Знайка, ты не слышал , о какой-нибудь необычной стране?

 Знайка. Я много чего знаю. Вот, например, есть такая необычная страна Лексика.

 Незнайка. Вот бы туда попасть! Ты поможешь мне?

 Знайка. Помочь-то я смогу. А ты не побоишься? Я отправлю тебя туда, но возвращаться тебе придется самому. Согласен?

 Незнайка. Конечно, согласен! Разве я когда-нибудь боялся чего-то? Скорей отправляй меня в эту страну! Ребята, а вы со мной хотите путешествовать?

 Знайка. Приготовились! Закрывай глаза. Крибле-крабле- бумс!

 Незнайка (оказывается перед воротами, на которых написано: «Добро пожаловать в стану Лексику!) . Ой, где это я?

 Толковый словарь (Выходит навстречу Незнайке)

Приветствую тебя, Незнайка, в нашей стране. Ты знаешь, как меня зовут?

Незнайка. Не знаю.

Толковый словарь. Я - Толковый словарь. Ты знаешь, зачем я нужен?

Незнайка. Нет.

Толковый словарь Ребята, а вы знаете меня? Расскажите Незнайке обо мне.

 Я буду твоим провожатым по стране Лексике. Ты знаешь, что такое лексика?

Незнайка Очень смутно.

Толковый словарь Ребята, помогите Незнайке. Расскажите, что такое лексика.

 Толковый словарь Молодцы, ребята! С заданием справились. Теперь я поведу вас по нашей замечательной стране.

Начнем наше путешествие с этой улицы. Одна сторона этой улицы называется Однозначная, на ней одноэтажные дома, и в них живут слова с одним лексическим значением, а другая – Многозначная, с двух- и трехэтажными домами. Значит, в ней живут слова с несколькими лексическими значениями. Каждое слово занимает отдельный этаж.

Посмотрите на рисунки. Какое слово они иллюстрируют?

На какой улице вы поселите это слово? Почему?

Незнайка. А это что за толпа?:

Толковый словарь  Да это некоторые слова заблудились. Одни из них живут на Однозначной улице, другие – на Многозначной. Давайте поможем им найти свой домик на нужной улице.

 Толковый словарь Молодцы, ребята. А теперь, Незнайка, пойдем к нашему озеру.

Незнайка. А что это за озеро?

Толковый словарь Это озеро антонимов. На его берегах живут слова, которые никогда не могут сойтись вместе, потому что они противоположные по значению.

Незнайка. Знаю, знаю. Сладкий-горький, добрый-злой.

Толковый словарь Верно! Чтобы пойти дальше, надо разгадать кроссворд «Антонимы»

По горизонтали3. Грязь   5. Жара 7. Юг.   8. Добро.

   9. Свет. 

По вертикали1.Низ. 2. Пол. 4.Вечер. 6.Ночь.

Незнайка: А это что за одинаковые домики?

Толковый словарь Да, домики одинаковые, а жильцы в них разные, каждый живет в отдельном домике, потому что у каждого свое значение, хотя произносятся они одинаково… Как называются такие слова?

Это  улица Омонимов.

Толковый словарь: Теперь мы сможем путешествовать дальше по нашей чудесной стране. По аллее Синонимов мы попадем в зоопарк.

Незнайка: Какие интересные животные! Совсем одинаковые, а называются по-разному. Почему?

Толковый словарь А наши ребята знают. Объясните Незнайке, что такое синонимы.

 Толковый словарь. Посмотри, Незнайка, что делают девушки,   изображенные на фотографиях?

 Незнайка. Одна из них улыбается, другая смеется, а третья прямо хохочет! Понял! Это и есть синонимы!

 Толковый словарь Правильно. Идем дальше.

 Незнайка: Что-то я совсем умаялся. Устал  и есть хочется. Домой бы!

 Толковый словарь: Нет ничего проще : всего-то и надо решить задачу. Вот вам текст.

  « В сентябре пятиклассники  ходили    в поход .  Они собрались у школы и зашагали  по посадкам в сторону леса. Они дошли до опушки за 50 минут. Там они стали собирать ягоды, которые росли на поляне. Потом они отдыхали, играли, собирали грибы, подкрепились взятыми из дома запасами и отправились домой».

 Незнайка: Пусть опять мне ребята помогут. Поможете?

Толковый словарь: Ребята, прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не понравилось?

-Что надо сделать, чтобы исправить текст?

-         Подберите синонимы к слову «ребята»и замените ими слово «они».

-         Изменился текст? Что в нем изменилось?

 Незнайка: Всё, хочу домой, в свой город.

Толковый словарь. Тогда возвращаемся назад , к воротам, а чтобы они открылись, надо выполнить последнее задание.

 У меня есть множество братьев-словарей. Вы знаете кого-нибудь из них? А в вашем классе они есть? Покажите их и расскажите о них.

 Толковый словарь. Вот и окончилось путешествие по стране Лексике. До свидания! Приходите еще. Мы побываем в других интересных местах страны Лексики: в городе Мастеров , в Иностранной слободе, улице Диалектной, музее Историзмов и архаизмов и других.

 Незнайка. До свидания. Обязательно придем. Спасибо тебе, Толковый словарь, и вам, ребята, большое спасибо за подсказки. К следующему путешествию я хорошенько  подготовлюсь.

3 этап. Подведение итогов, выставление оценок( 5 мин.)

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz