Конспект урока русского языка в 5 классе
Учитель Доронькина Лариса Валентиновна
МОУ СОШ с. Знаменская Пестровка
Иссинского района
Тема : Путешествие Незнайки в страну Лексику.
Цели урока :
1.Систематизировать полученные знания, умения и навыки учащихся по теме «Лексика ».
2. В игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные при изучении данного раздела.
Задачи:
Учить учащихся применять полученные знания на практике.
Создать условия для развития умения анализировать, выделять главное, делать выводы.
Вид урока: путешествие.
Тип урока: Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Форма организации учебной деятельности: работа с группой учащихся, фронтальная работа.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютеры, проектор, презентация урока.
Презентация создана автором урока в Microsoft Pover Point
· Презентация имеет иллюстративную функцию, а также тренинговую.Есть слайды, содержащие рисунки, фотографии и вопросы к ним.
Урок рассчитан на 1 час.
Ход урока. За Незнайку и Знайку читают заранее подготовленные учащиеся . В роли Толкового словаря выступает учитель (или подготовленный старшеклассник). 1 этап.Объявление темы и цели урока (2 мин.) 2 этап. Путешествие по Лексике с помощью презентации. (33 мин.) Учитель. Вот уже много лет живут в книге Н.Н. Носова «Приключения Незнайки» смешные человечки-коротышки. Живут они в Цветочном городе. Сегодня некоторые из них пришли к нам в гости. Незнайка. Привет! Вы меня узнали? А это мой друг Знайка. Знайка. Здравствуйте. Меня зовут Знайка, потому что я все знаю. Незнайка. Ребята, вы знаете, что я не люблю сидеть на месте. Я много где побывал, даже на Луну летал! А теперь мне скучно. Куда бы еще отправиться попутешествовать? Знайка, ты не слышал , о какой-нибудь необычной стране? Знайка. Я много чего знаю. Вот, например, есть такая необычная страна Лексика. Незнайка. Вот бы туда попасть! Ты поможешь мне? Знайка. Помочь-то я смогу. А ты не побоишься? Я отправлю тебя туда, но возвращаться тебе придется самому. Согласен? Незнайка. Конечно, согласен! Разве я когда-нибудь боялся чего-то? Скорей отправляй меня в эту страну! Ребята, а вы со мной хотите путешествовать? Знайка. Приготовились! Закрывай глаза. Крибле-крабле- бумс! Незнайка (оказывается перед воротами, на которых написано: «Добро пожаловать в стану Лексику!) . Ой, где это я? Толковый словарь (Выходит навстречу Незнайке) Приветствую тебя, Незнайка, в нашей стране. Ты знаешь, как меня зовут? Незнайка. Не знаю. Толковый словарь. Я - Толковый словарь. Ты знаешь, зачем я нужен? Незнайка. Нет. Толковый словарь Ребята, а вы знаете меня? Расскажите Незнайке обо мне. Я буду твоим провожатым по стране Лексике. Ты знаешь, что такое лексика? Незнайка Очень смутно. Толковый словарь Ребята, помогите Незнайке. Расскажите, что такое лексика. Толковый словарь Молодцы, ребята! С заданием справились. Теперь я поведу вас по нашей замечательной стране. Начнем наше путешествие с этой улицы. Одна сторона этой улицы называется Однозначная, на ней одноэтажные дома, и в них живут слова с одним лексическим значением, а другая – Многозначная, с двух- и трехэтажными домами. Значит, в ней живут слова с несколькими лексическими значениями. Каждое слово занимает отдельный этаж. Посмотрите на рисунки. Какое слово они иллюстрируют? На какой улице вы поселите это слово? Почему? Незнайка. А это что за толпа?: Толковый словарь Да это некоторые слова заблудились. Одни из них живут на Однозначной улице, другие – на Многозначной. Давайте поможем им найти свой домик на нужной улице. Толковый словарь Молодцы, ребята. А теперь, Незнайка, пойдем к нашему озеру. Незнайка. А что это за озеро? Толковый словарь Это озеро антонимов. На его берегах живут слова, которые никогда не могут сойтись вместе, потому что они противоположные по значению. Незнайка. Знаю, знаю. Сладкий-горький, добрый-злой. Толковый словарь Верно! Чтобы пойти дальше, надо разгадать кроссворд «Антонимы» По горизонтали: 3. Грязь 5. Жара 7. Юг. 8. Добро. 9. Свет. По вертикали: 1.Низ. 2. Пол. 4.Вечер. 6.Ночь. Незнайка: А это что за одинаковые домики? Толковый словарь Да, домики одинаковые, а жильцы в них разные, каждый живет в отдельном домике, потому что у каждого свое значение, хотя произносятся они одинаково… Как называются такие слова? Это улица Омонимов. Толковый словарь: Теперь мы сможем путешествовать дальше по нашей чудесной стране. По аллее Синонимов мы попадем в зоопарк. Незнайка: Какие интересные животные! Совсем одинаковые, а называются по-разному. Почему? Толковый словарь А наши ребята знают. Объясните Незнайке, что такое синонимы. Толковый словарь. Посмотри, Незнайка, что делают девушки, изображенные на фотографиях? Незнайка. Одна из них улыбается, другая смеется, а третья прямо хохочет! Понял! Это и есть синонимы! Толковый словарь Правильно. Идем дальше. Незнайка: Что-то я совсем умаялся. Устал и есть хочется. Домой бы! Толковый словарь: Нет ничего проще : всего-то и надо решить задачу. Вот вам текст. « В сентябре пятиклассники ходили в поход . Они собрались у школы и зашагали по посадкам в сторону леса. Они дошли до опушки за 50 минут. Там они стали собирать ягоды, которые росли на поляне. Потом они отдыхали, играли, собирали грибы, подкрепились взятыми из дома запасами и отправились домой». Незнайка: Пусть опять мне ребята помогут. Поможете? Толковый словарь: Ребята, прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не понравилось? -Что надо сделать, чтобы исправить текст? - Подберите синонимы к слову «ребята»и замените ими слово «они». - Изменился текст? Что в нем изменилось? Незнайка: Всё, хочу домой, в свой город. Толковый словарь. Тогда возвращаемся назад , к воротам, а чтобы они открылись, надо выполнить последнее задание. У меня есть множество братьев-словарей. Вы знаете кого-нибудь из них? А в вашем классе они есть? Покажите их и расскажите о них. Толковый словарь. Вот и окончилось путешествие по стране Лексике. До свидания! Приходите еще. Мы побываем в других интересных местах страны Лексики: в городе Мастеров , в Иностранной слободе, улице Диалектной, музее Историзмов и архаизмов и других. Незнайка. До свидания. Обязательно придем. Спасибо тебе, Толковый словарь, и вам, ребята, большое спасибо за подсказки. К следующему путешествию я хорошенько подготовлюсь. 3 этап. Подведение итогов, выставление оценок( 5 мин.)
|